Цели и задачи реформирования

Основные цели и задачи, подходы и принципы, этапы и механизмы реформирования электроэнергетического комплекса Российской Федерации определены в Постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации ", с учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5".

Процесс реформирования охватывает Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», его дочерние и зависимые общества, предприятия коммунальной энергетики и иные организации, являющиеся владельцами электрических сетей и оказывающие услуги по передаче и распределению электроэнергии, включая реформирование федеральных, государственных унитарных предприятий атомной энергетики.

Одним из основных итогов реформирования электроэнергетики станет преобразование существующего федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) в полноценный конкурентный оптовый рынок электроэнергии и формирование эффективных розничных рынков электроэнергии, обеспечивающих надежное энергоснабжение потребителей.

Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли являются:

  • Повышение эффективности предприятий электроэнергетики;
  • Создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций.

При этом основными задачами реформы являются следующие:

  • Разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные (производство электроэнергии, сбыт) виды деятельности;
  • Создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности;
  • Обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий;
  • Эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий.

ОАО РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей реформирования, с учетом:

  • обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе;
  • обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников компании.  

Реформирование электросетевого комплекса

В соответствии с законодательством об электроэнергетике и Стратегией реформирования отрасли «5+5» электросетевой комплекс РФ наряду с объектами диспетчеризации относится к естественно–монопольным видам деятельности и является основой инфраструктуры будущего рынка электроэнергии.

В ходе реформы происходит увеличение и централизация государственного контроля над инфраструктурой электроэнергетики – передачей электроэнергии по магистральным сетям, функциями и активами оперативно-диспетчерского управления. Параллельно (в рамках развития рынка) осуществляется модернизация систем учета и контроля энергопотоков. Все это способствует повышению управляемости энергосистемы, надежности энергоснабжения.

Создание рынка повысит инвестиционную привлекательность сетевой инфраструктуры. Развитие сетевого комплекса создаст дополнительные возможности для перетоков электроэнергии, позволит увеличить их объемы. Благодаря этому расширится и усложнится география торговли электроэнергией, включая экспортно-импортные операции.

Разделение прежней монополии на отдельные компании по видам деятельности позволит консолидировать управление разрозненными активами. Это достигается, в частности, созданием операционных компаний на месте холдинговых. Подобная реструктуризация повысит управляемость новых субъектов отрасли, упростит реализацию единой стратегии, позволит консолидировать и привлекать со стороны значительные финансовые ресурсы.

Основные цели и задачи реформирования электросетевого комплекса:

  • обеспечить надежное функционирование электросетевого комплекса, являющегося технологической основой функционирования электроэнергетики;
  • обеспечить недискриминационный доступ к электрическим сетям;
  • обеспечить контроль государства за функционированием Единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • увеличить капитализацию единой компании в сравнении с суммой капитализаций отдельных РСК;
  • осуществлять эффективное регулирование деятельности по передачи электроэнергии на основе тарифов, обеспечивающих необходимую доходность используемого капитала;
  • обеспечить увеличение экономической эффективности деятельности сетевых компаний за счет снижения издержек, перевода на внешний подряд сервисных видов деятельности, осуществления закупок на конкурсной основе;
  • осуществлять привлечение в электросетевой комплекс средств для модернизации и техперевооружения оборудования на основе использования передовых технологий и в соответствии с современными стандартами качества. 

С целью ускоренного развития электрических сетей и привлечения для этого инвестиций предусматривается возможность частного строительства линий электропередач в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.  

Сообщение о хищении электроэнергии