Цветовая схема:
Масштаб:

Генеральный директор ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа» Евгений Макаров принял  участие в совещании Ассоциации «Центрально-Черноземная» и РАО «ЕЭС России» по вопросам тарифной политики

10 апреля 2007

Целью совещания стало обсуждение последствий принятых на федеральном уровне тарифных решений и выработка адекватной тарифной и ценовой политики, являющейся катализатором социально-экономического роста субъектов РФ.

Евгений Макаров в своем выступлении озвучил приоритетные вопросы  реализации тарифной политики, проблемы   в процессе установления платы за техприсоединение, а также поделился опытом заключения соглашений по развитию и повышению надежности функционирования электросетевых комплексов между администрациями регионов ЦФО, ОАО «МРСК Центра и Северного Кавказа» и ОАО «ФСК ЕЭС».
В настоящее время необходимо отметить ряд факторов, оказывающих отрицательное влияние на производственно-экономическое состояние распределительных сетевых компаний. В первую очередь это износ энергетического оборудования (он составляет  в среднем 65,3%), который  напрямую влияет на уровень надежности системы.    

Существующий объем инвестиционных программ, в части источников амортизации и прибыли в тарифах на передачу электроэнергии, не позволяет осуществить комплексное снижение величины изношенности оборудования. Чтобы снизить износ основного оборудования к 2011 году до уровня 50% необходимо 54,8 млрд рублей.

При сложившемся росте электропотребления и в условиях роста нагрузок отсутствует возможность использования существующих мощностей – ресурс исчерпан. Рост электропотребления по факту 2006 г. составил 2,8 % от 2005 г., на 2007 г. прогнозируемый рост – 3,0%, при этом суммарная потребность трансформаторной мощности составляет 716 МВА. В данной ситуации решение задачи возможно только путем строительства новых мощностей и транспортных сетей. Возникает вопрос о финансовых источниках нового строительства.   

По оценке специалистов, в 2008 году необходимый объем инвестиций, которые необходимо будет направить на стабилизацию износа энергетического оборудования и на обеспечение надежности составит:  за счет тарифа на передачу – 10 846 млн рублей,  за счет тарифа – 1 645 млн рублей (В соответствии с 35-ФЗ «Об электроэнергетике» у  сетевой организации имеется два регулируемых источника доходов, это тариф на услуги по передаче электроэнергии и плата за технологическое присоединение).

Один из основных вопросов в определении размера платы за техприсоединение, который пока не решен окончательно, – внесение в методику расчета платы за  техприсоединение инвестиционной составляющей – в первую очередь за счет этих средств сетевая компания имеет возможность реализовывать мероприятия по устранению дефицита пропускной способности электрической сети. Согласно проектным изменениям, которые одобрены Правительством РФ 21 марта 2007 года,  четко определено, что расходы на строительство и реконструкцию электросетевых объектов для присоединения потребителей учитываются при установлении платы за технологическое присоединение, иными словами плата за технологическое присоединение будет включать инвестиционную составляющую на развитие сети». С учетом вносимых поправок «МРСК Центра и Северного Кавказа» сможет уже в 2007 году увеличить объем средств, полученных в качестве платы за техприсоединение, до 3  млрд рублей и, соответственно, увеличить объем инвестиций.

Источниками средств для нового строительства должны также стать кредитные и облигационные займы с возможностью последующего включения в сетевой тариф источников по возврату и обслуживанию привлеченных средств. Привлечение инвестиций, в том числе с использованием заемных источников, должно  способствовать росту капитализации и надежности через обновление основных производственных фондов.

Для привлечения частного капитала в развитие сетевого комплекса  разрабатывается методика доходности инвестированного капитала. При применении методики доходности инвестированного капитала инвестор вкладывает в сетевой бизнес, а потребитель возмещает в тарифе доход (% возврата) на вложенный капитал, вместо суммы инвестиций за счет прибыли как при существующей системе регулирования. Это даст возможность потребителю оплачивать инвестиции в рассрочку на 5–7 лет (далее на 10 лет и более), а РСК – увеличить объем привлеченных инвестиций.

Участники совещания отметили, что в настоящее время сохраняет свою актуальность проблема  планирования развития сетевого комплекса – во многих регионах отсутствуют перспективные планы развития территории, информация о развитии крупных потребителей в сетевые компании представляется по факту набора мощности. Региональные власти, владеющие  муниципальными сетями, подчас не желают участвовать в развитии сетевого комплекса региона.  Тем самым необходимы меры для стимулирования развития сетевого комплекса: совместное формирование с регулирующими органами долгосрочных Программ развития регионов, разработка плана мероприятий по переходу на установление долгосрочных тарифов на услуги по передаче, с учетом применения метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, формирование проекта предложений в действующие нормативно-правовые акты по реализации единых принципов лицензирования на оказание услуг по передаче электрической энергии. 

Вернуться к списку