Цветовая схема:
Масштаб:

«РАО «ЕЭС России» – открытая компания. Реформа, инвестиции, надежность, развитие»

18 мая 2006

Открывая конференцию, Председатель Совета директоров РАО Александр Волошин напомнил присутствующим о том, что формирование новой структуры энергоотрасли страны на сегодняшний день находится в завершающей стадии,  активно развивается оптовый рынок электроэнергии, основанный на системе двусторонних регулируемых договоров, растет сектор свободной торговли, в котором принимает участие уже более 220 компаний. Формирование новой модели ОРЭ было рассмотрено и одобрено на заседании Правительства РФ 8 декабря 2005 года.

Сегодня энергосистема страны работает на пределе своих возможностей, многие регионы уже преодолели свой исторический максимум энергопотребления. Среди них  - Дагестан, Москва и Московская область, Калининградская, Тюменская, Ленинградская, Астраханская, Белгородская, Вологодская области, а также Кубань, Карелия, Удмуртия. Это обусловлено активным ростом экономики и уровня жизни населения. И, как подчеркнул А. Волошин, пришло время обновления отрасли, чтобы она не стала ограничителем роста благосостояния населения страны. В ближайшее время Правительству предстоит рассмотреть программу привлечения инвестиций в энергетику России.

Более подробно об инвестиционной фазе реформы рассказал Председатель Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Анатолий Чуба йс. Он обратил внимание на то, что в связи с резко обозначившимся дефицитом мощности, возникла необходимость немедленного разворачивания масштабной программы инвестирования в электроэнергетику страны. «Если раньше кто-то сомневался, что дефицит мощности - это проблема, требующая неотложного решения, то после нынешней зимы произошло качественное изменение ситуации, все поняли, что это всерьез, безальтернативно, жестко», - подчеркнул он.

Прошедшая зима была самой холодной за прошедшие 66 лет. Резкий рост энергопотребления привел к увеличению нагрузок на энергосистемы и вынужденным ограничениям потребителей. В этом году впервые появилось понятие – регионы пиковых нагрузок (РПР). Им необходима особая стратегия подготовки к ОЗМ, отдельные подпрограммы. В связи с этим необходимо скорректировать тактику процесса реформирования отрасли, сохранив при этом общую стратегию. Анатолий Борисович напомнил, что главная цель реформы – подготовка масштабного инвестирования в энергетику. Но если раньше привлечение инвестиций намечалось на постреформенный период, то сейчас речь идет о незамедлительном разворачивании этого процесса. 28 марта 2006 года утвержден перечень первоочередных проектов строительства энергообъектов суммарной установленной мощностью 20257 МВт. С учетом ввода новых мощностей к 2008-2009 годам потребуется порядка 15 млрд. долларов, для сравнения, до настоящего времени ежегодные объемы инвестиций в отрасль составляли около 5 млрд. долларов.

Возникает вполне закономерный вопрос, где взять эти средства? По мнению А. Чубайса, в монопольном секторе предполагается привлечение государственных  инвестиций, а в конкурентном – частных. В связи с тем, что основным держателем акций ОАО «ФСК-ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»  и ОАО «ГидроОГК» является государство, финансирование дальнейшего развития компаний должно осуществляться из бюджета РФ, а генерация и сбыт (ОГК и ТГК) как конкурирующие компании – должны привлекать частные инвестиции. В связи с этим в каждом из секторов определены свои механизмы вложения средств. Для монопольного сектора это дополнительные эмиссии акций в пользу государства, целевые инвестиционные средства, кредитные ресурсы и т.д.; для конкурентного – механизм гарантирования инвестиций, прямые частные вложения в локальные проекты, проектное финансирование (или использование кредитного капитала), а также допэмиссии акций ОГК и ТГК.

«Программа подготовлена к запуску, масштаб задач беспрецедентен, готовность к реализации – высокая. Запуск проекта намечен на начало будущего года. По значению проект сопоставим с планом ГОЭЛРО и выходит далеко за пределы энергетики, - подчеркнул А. Чубайс. – Реализация программы будет способствовать росту промышленности и экономики страны в целом, так как именно дефицит мощности уже сегодня стал ограничителем мощности ВВП». Кроме того, Председатель Правления отметил, что значительный импульс развития получит отечественное машиностроение и электротехническая промышленность, наметится рост доходов бюджета и создание рабочих мест в отраслях реального сектора экономики.

Об особенностях прохождения компаниями Холдинга периода пиковых нагрузок в 2005-2006 году и подготовке к предстоящему осенне-зимнему периоду рассказал участникам конференции технический директор ОАО РАО «ЕЭС России» Борис Вайнзихер. Он отметил, что в этом году впервые пришлось сознательно ввести графики ограничения энергопотребления, чтобы не допустить аварий на объектах, подобных той, что произошла в минувшем году в Москве. Также опробована новая форма оперативной работы – введение режимов особых рисков: в сложных ситуациях, когда  была велика вероятность перебоев в энергоснабжении, все ответственные действия производились по решению оперативного штаба. По словам Бориса Вайнзихера, такая форма работы доказала свою эффективность.

Продолжилась конференция выступлением заместителя Председателя Правления РАО Якова Уринсона. Основной акцент был сделан на динамику роста тарифов и уход от перекрестного субсидирования. В частности, он отметил, что в 2004-2006 годах темпы роста тарифов были существенно ниже инфляции. «Добиться этого было непросто, - отметил Яков Моисеевич. – Главным инструментом регулирования роста тарифов стала программа управления издержками. Поскольку динамика роста тарифов была рассчитана исходя из прогнозируемого, а не фактического уровня инфляции, и Правительство РФ своих обязательств по этой трехлетке не выполнило, отрасль недополучила значительный объем средств».

Что касается перекрестного субсидирования между промышленными предприятиями и населением, то по статистическим данным, в 2006 году его объемы составили 91,7 млрд. рублей, объемы межрегионального субсидирования – 14 млрд. рублей. В будущем, подчеркнул Я. Уринсон, планируется уходить от перекрестного субсидирования, либо устанавливая экономически обоснованные тарифы для населения и промышленных предприятий, либо замещая перекрестное субсидирование бюджетным финансированием.

Член Правления, финансовый директор ОАО РАО «ЕЭС России» Сергей Дубинин подробно рассказал об инвестиционной программе Холдинга, рассчитанной на период до 2010 года. Как уже говорилось, в целях обеспечения надежного энергоснабжения предполагаются вводы 17,2 ГВт генерирующих мощностей и 54 тысячи километров новых линий электропередачи. В числе первых планируется реализовать проекты строительства 8 блока Новочеркасской ГРЭС (Ростовская обл.), ПГУ на Краснодарской ТЭЦ, одного блока Ставропольской ГРЭС, ПГУ на ГРЭС-24 (Рязанская обл.) и др.

В заключение конференции Анатолий Чубайс ответил на вопросы журналистов.
В частности, на вопрос, об основных источниках финансирования для развития распредсетевого комплекса, Анатолий Борисович ответил, что РАО «ЕЭС России» выступает за установление новой методики расчета тарифа на передачу электроэнергии по сетям низкого напряжения, которая позволила бы распредсетевым компаниям уже с 2008 года привлекать кредиты на инвестиции. «Мы считаем, что распредсетям необходимо радикальное изменение методологии тарифообразования. Суть - два элемента. Первый - срок не год, а три или пять, второе - включение внутрь тарифа возврата инвестиций», - заявил он. - «Эта логика дает возможность получить финансовый прорыв, ресурс не за счет привлечения частных инвестиций, а за счет привлечения масштабного кредитного плеча. Мы видим, что объем инвестиций (в этом случае) в распредсети вырастет от 2-3 раз до 20-30 раз, и мы считаем, что получение такого рода кредитов - абсолютно реалистичное дело». Председатель Правления уточнил, что позиция  об изменении методики не является окончательной: «Еще нужно досчитать, доспорить, найти компромиссы». Предварительные подсчеты РАО доказывают, что изменение методики не приведет к росту тарифов распредсетевых компаний.

«Нам, кажется, удалось найти стратегию, которая позволяет выйти на мощные финансовые ресурсы без существенного увеличения уровня тарифов», - подчеркнул А.Чубайс.- «В нашем понимании, начать можно будет в ближайший месяц, в полном объеме запустить эту систему с 2007 года уже не успеем, а с 2008 года - можем успеть».

Другие новости

Вернуться к списку